Загадки Исторического музеяКультура

Департамент культуры города Москвы
Константин Моисеев
 Загадки Исторического музея

Сообщение Константин Моисеев »

Давно собирался посетить Государственный Исторический музей – все-таки главное хранилище материальной истории нашей Родины. От детских и юношеских посещений остались смутные образы древних орудий и охоты на мамонта.
В плотном потоке разноязыкой толпы, стремящейся на Красную площадь, проходим Воскресенские ворота, и вот он – вход в музей. Никакого ажиотажа. В юности, помнится, приходилось в очереди постоять. Китайцы сюда не ходят, и слава богу, для них священный объект поклонения – Мавзолей Ленина. После кассы и рамок металлоискателей нас встречает таинственный полумрак залов с подсвеченными витринами. Многие посетители ходят с аудиогидами. Полезная штука, особенно если пришел в первый раз. Все на своих местах – и первобытные каменные орудия и охота на мамонта, ярко изображенная художником Васнецовым в верхней части зала номер два. В этом зале удивительный экспонат – витрина со скелетами двух первобытных людей. Это парное захоронение со стоянки Сунгирь под Владимиром, датируемое 30-ю тысячами лет до нашей эры. Два мальчика были захоронены головами друг к другу. Рядом со скелетами лежит оружие – копья, изготовленные из бивней мамонта. По какой технологии распрямлялись бивни – внимание! – науке неизвестно! Одежда мальчиков истлела, но сохранились украшавшие ее бусины из костей мамонта и других животных. Одежда была буквально усыпана этим костяным бисером. На каждом мальчике ученые насчитали более трех тысяч бусин! Вы себе представляете, сколько времени и труда было потрачено древними людьми просто на украшение детской одежды?! Это же надо было кость расколоть на мелкие куски, потом каким-то опять же неизвестным способом обработать эти костяные осколки до круглой формы, потом опять же неизвестным нам способом просверлить в них отверстия. И все это 30 тысяч лет назад при полном отсутствии каких-либо механизмов! Фантастика! Да, а потом же этот бисер надо было прикрепить к одежде. Тут без иголки с ниткой не обойтись никак. Значит и нитки с иголками умели делать эти дикари. Невольно проникаешься к ним уважением.
Но что меня окончательно добило, когда я про эту Сунгирь в интернете почитал: оказывается, по новейшим исследованиям генетиков, люди с этой стоянки имели близкие отношения с людьми племени, жившего за две тысячи километров от них, на территории современной Чехии. Правда, здорово? Для этих наших дремучих предков две тысячи километров было не расстояние! При том, что лошадь человек приручил примерно через двадцать пять тысяч лет, а колесо появилось еще позже. Что тут скажешь? Чудны дела твои, господи!
В зале номер три всю середину занимает витрина с древним челном. Челну около 5 тысяч лет. Найден местными жителями в Воронежской области при размытии берега Дона. Длина его семь с половиной метров, выдолблен из цельного ствола дуба каменными топорами. Недавно видел по одному из кабельных каналов, как в бассейне Амазонки местные индейцы выдалбливали каноэ тоже из ствола большого дерева. Только дерево было помягче дуба и инструменты были вполне современные: стальные топоры и специальные струги. Да и размеры каноэ были поскромнее. Занял процесс изготовления недели две, а потом еще пару дней тащили лодку из чащи леса к реке, поскольку подходящих деревьев ближе не было. Тяжелая работа. Сколько времени долбили дуб древние плотники, мы не знаем, но изделие получилось вполне качественное – со специальными площадками на носу и на корме для сидения и с проушинами для веревок опять же на носу и корме, чтобы перетаскивать челн посуху. Самое интересное – парные круглые углубления, расположенные симметрично на внутренней стороне обоих бортов. Чем их сверлили – неведомо, но углубления идеально круглые. В эти пазы, по- видимому, вставлялись шканты скамеек для гребцов. Типа сборной мебели в наши дни. Таких скамеек было шесть. Шесть гребцов плюс рулевой, да пассажиры. Получается, челн мог вмещать человек 10 – 15, да еще груз. Серьезное было судно. Не устаешь поражаться трудолюбию, упорству и сноровке наших предков. Вряд ли современные, даже самые сильные и опытные плотники, вооружи их каменными топорами, смогут выполнить подобную работу. Да и где взять подходящий дуб? Даже если он найдется, кто же позволит его срубить?
В этом же третьем зале, в расположенной напротив окон витрине номер шесть представлен загадочный экспонат. Это выточенный из цельного куска зеленоватого камня предмет в форме несимметричной буквы «т». Верхняя перекладина буквы «т» размером с локоть, основание поменьше. Стороны имеют сечение сплюснутого овала и к концам заостряются. В перекрестье буквы «т» с двух сторон сделаны круглые выступы- стержни длиной с половину большого пальца и с утолщениями на концах типа шляпок гвоздей.
Датируется предмет примерно третьим тысячелетием до нашей эры, найден в 1904 году крестьянином Олонецкой губернии (нынешняя Вологодская область) в поле во время пахоты. Видимо, находка настолько поразила крестьянина, что он решил передать ее властям. Так предмет оказался в музее. В витрине он обозначен, как ритуальная мотыга, на сайте музея – как каменный топор-клевец, но, по сути, не является не тем, не другим. Вряд ли им было удобно обрабатывать землю, как мотыгой, либо что-то рубить, как топором – слишком коротка предполагаемая рукоятка – основание буквы «т». Обычные металлические топор или мотыга имеют широкое отверстие, чтобы вставлять топорище или рукоять. Ничего подобного на предмете нет. Есть небольшое отверстие у основания так называемой рукоятки, но оно слишком мало по размеру. Самый большой вопрос вызывают выступы-стержни, расположенные симметрично по обеим сторонам предмета. Если использовать это изделие в качестве рубящего орудия (или оружия), в них нет никакого смысла. Они только утяжеляют инструмент и делают его менее послушным. При работе они будут за все цепляться и попросту мешать.
Зачем же тогда древнему человеку шесть тысяч лет назад понадобилось тратить адское количество времени и труда на изготовление такой бессмысленной штуковины? (А предмет гладко отполирован и имеет вполне законченный вид.) Ведь работа наверняка заняла у него не дни, а долгие месяцы, возможно, годы. Это же надо было найти подходящую глыбу камня, притащить ее в становище, а потом бесконечно долго и упорно долбить ее каменными же орудиями! А кто кормил этого мастера, пока он трудился над изделием? И ведь никто не сказал ему: «Хватит дурью маяться! Иди лучше дрова собирай!» Значит, данный предмет был племени жизненно необходим. Нам бы понять – для чего? Еще такое соображение: начиная работу, древний мастер имел четкий образ того, что должно получиться в итоге. Он, как скульптор, видел в каменной глыбе будущий шедевр и, отсекая все лишнее, приближался к нужной форме. Вопрос: откуда в его голове взялся этот образ? Сам придумал или кто-то подсказал – неизвестно.
Отбросим бредовую версию про инопланетян и посмотрим на данный экспонат отстраненным взглядом: а на что это вообще похоже? По-моему, выступы-стержни по бокам больше всего похожи на ось вращения. Предположим, они вставлялись в какие-то пазы или гнезда, а шляпки их надежно фиксировали. Тогда данный предмет мог вращаться вокруг этой оси. Либо совершать колебательные движения, ударяя во что-то острым концом. Либо работать фиксатором другой вращающейся детали – например, зубчатого колеса. Тогда и назначение отверстия на псевдорукоятке понятно – оно служило для крепления какого-то упругого элемента, типа тетивы, чтобы подпружинивать фиксатор.
«Ну, - скажете вы,- разыгралась фантазия! Уже додумался до колес и пружин в каменном веке!» - «А почему бы и нет? – отвечу я – Древние люди отнюдь не были тупицами. Обернитесь и посмотрите на челн. А вспомните Сунгирь?!»
Действительно, если 30 тысяч лет назад люди владели виртуозной техникой обработки кости, почему бы им за 24 тысячи лет не додуматься до колеса? Создали люди деревянный механизм, предположим, для поднятия воды. За 6 тысяч лет дерево истлело, осталась только небольшая, но самая прочная каменная деталь. Сохранилась, чтобы мы в 21 веке головы ломали: что за штука? Зачем она?
Правда, интересно? История вообще вещь очень занимательная. Так что рекомендую посещать Исторический музей. Там еще полным-полно загадок. В постоянной экспозиции, кстати, представлено всего полпроцента от всего фонда хранения. Представляете, сколько тайн скрыто в запасниках?!
Реклама
boots
Всего сообщений: 6
Зарегистрирован: 20.11.2019
 Re: Загадки Исторического музея

Сообщение boots »

должно быть интересно!
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Сохранение "исторического облика" Москвы
    Просто_Житель » » в форуме Культура
    20 Ответы
    24704 Просмотры
    Последнее сообщение angelina.yujnaya

Вернуться в «Культура»