История улицы Дыбенко – путешествие в прошлоеСАО

Форум Северного административного округа Москвы
Автор темы
Lew
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 26.04.2018
 История улицы Дыбенко – путешествие в прошлое

Сообщение Lew »

История улицы Дыбенко – путешествие в прошлое

Я дано уж не проживаю на этой улице, и вот недавно случайно оказался в микрорайоне, когда-то называемом 19-й квартал, где прошли мои детские годы. И поразился, насколько все изменилось – разве что березовая роща осталась на том же самом месте, да кусочек автостоянки со старым дубом, что напротив остановки. Ну и еще все тот же длинный магазин «деревяшка», который наши родители называли бараком, потому что в 60-х он напоминал деревянный барак, превращенный в продуктовый магазин. А ещё его называли "конюшня", потому что по рассказам старожилов в нем когда-то держали лошадей. Правда теперь он уже не деревянный, но все такой же узкий и длинный.
Всё остальное новое: новые дома, новые дворы, новые люди, переселившиеся сюда из самых различных мест, и не представляющие каким зеленым и живописным был когда-то этот новый московский микрорайон, отстроенный в начале 60-х годов прошлого века на мете больших пригородных деревень и поселков.
Для них, новых «дыбенковских», я и решил сотворить данное повествование, да может еще кто-то из аборигенов прочтет, понастальгирует, а может тоже напишет что-то своё, перенесет какой-то яркий образ, застрявший в подсознании со времен детских лет.
С этой улицей связаны одни из самых ярких воспоминаний моего детства – могу с гордостью заявить, что я коренной «дыбенковец», дата моего рождения практически совпадает с временем постройки домов 19-го квартала - это 1965 год.

О происхождении названия Химки-Ховрино

В юности я всегда удивлялся, почему мой район называют Химки-Ховрино?
Ну с Ховрино вроде все было понятно, так называлась ж-д платформа около Грачёвки, где рядом когда-то была деревня с таким названием. Но Химки то здесь причём?
Ведь этот подмосковный город расположен по другую сторону канала им. Москвы, и с микрорайоном даже не граничит. Почему же его так назвали?
Вопрос этот до сих пор недостаточно глубоко исследован, а зря, ибо история весьма забавная.
Оказывается, лет этак 250 назад в месте, где тракт, ведущий из Москвы в Петербург, пересекал мелкую речушку Химку, на ее левом берегу перед мостиком возникла небольшая придорожная деревенька Тимофеевская. В начале 19 века она была переименована в Химки – по названию реки. Поскольку поселение располагалось на бойком месте, где многие путники, утомленные долгой ездой на лошадях, были не прочь отдохнуть, откушать, а летом искупаться в реке, то оно начало быстро разрастаться, и к 1878 г. там уже имелось 26 домов, дорожная станция, питейный дом и казарма рабочих, обслуживающих тракт. И даже артиллеристы рядом лагерем стояли (рис. ниже).

Начиналась деревня Химки около левого берега реки, где сейчас начинается мост через канал. На протяжении веков она быстро разрасталась, и в начале 30-х годов прошлого века уже именовалась п.г.т. – поселком городского типа (рис. ниже).

А к концу 50-х крайние дома поселка уже доходили до места пересечения нынешней ул. Беломорская и Ленинградки, а в восточном направлении располагались в окрестностях нынешней улицы Левобережная, вдаваясь в лес.

Современный подмосковный город Химки был основан в 1851 году по случаю открытия станции Химская Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Сначала это был маленький пристанционный поселок из нескольких домов, где жили служащие железной дороги. Затем вблизи станции возник дачный поселок, а к середине 30-х гг прошлого века в связи с основанием на его территории промышленных предприятий поселок уже настолько разросся, что дошёл до правого берега канала, проложенного по руслу р. Химки, и значительно «перерос» более старый «дорожный» поселок, выросший из деревни Химки, расположенный на левом берегу. А в 1939-м ж-д посёлок Химки получил статус города.
Видимо поэтому еще до войны поселки Химки, Ховрино, Ново-Ховрино и Аксиньино административно подчинили городу Химки, то есть в те годы они являлись подмосковными посёлками. И лишь в начале 60-х их включили в состав территории Москвы, а в 1964-65 снесли.
Вот поэтому при проектировании микрорайона в конце 50-х ему и дали «рабочее» название путем слияния наименований двух больших деревень, а точнее уже посёлков, располагающихся на его территории, и затем начисто снесенных при строительстве.
Точнее почти начисто, от поселков до наших дней всё же дошли несколько домов. Например в 2-х этажном кирпичном здании, где сейчас ОВД «Ховрино» (бывшее 126 о/милиции), в 50-х была поселковая школа.
В то время существовал и 3-й большой поселок – Аксиньино. Он вырос из небольшого села, располагавшегося в том месте, где сейчас станция метро Речной вокзал. От него до нас дошло только одно здание – Храм иконы Божьей Матери, что на пересечении улиц Фестивальная и Беломорская. Любопытно, что вплоть до конца 70-х рядом с храмом ближе к метро каким-то чудом еще сохранились несколько деревянных домов, оставшихся от Аксиньино, которые с удовольствием созерцали граждане, проезжавшие мимо на автобусах. Но перед олимпиадой и их снесли.

Эта сходность названий часто порождала историческую путаницу, поскольку иногда сложно было понять о каком именно из двух разных поселков Химки велась речь.
Например, вы можете встретить упоминание, что один из московских троллейбусных маршрутов №6 в 30-е годы доходил до поселка Химки. Из чего можете составить мнение, что еще до войны в подмосковные Химки по Ленингадскому щоссе ходили троллейбусы, а вот в наши дни они увы туда больше не ходят. Да, действительно ходили, и действительно в подмосковные. Но только не в нынешний город Химки, именовавшимся в те годы рабочим посёлком, а в п.г.т. Химки, располагавшийся на левом берегу канала и в те годы относящийся к окрестностям Москвы, т.е. являвшимся подмосковным. Куда троллейбус ходит и в наши дни – всё тот же маршрут №6, конечная Северный порт, где в конце 30-х была южная окраина п.г.т. Химки – начало нынешней ул. Беломорской.
Объединяло эти два разных поселка с одноименным названием лишь одно сходное обстоятельство: толчком к возникновению обоих послужила прокладка дорог, соединяющих Москву и Петербург: только в первом случае грунтовой, а во втором – железной. Да еще речка Химка, давшая им название. Вот такой любопытный исторический факт о двух разных Химках (ниже карта 1925 г)

В детстве я недоумевал: почему улицу, где располагается 11-й автобусный парк, назвали Левобережная??? Ведь рядом никакой реки не было, а до канала от нее не менее километра. Согласитесь, ну никак не тянула она на звание берега.
Оказывается, еще в 19-м веке вдоль крутых берегов речки Химки протянулись грунтовые дороги, одна из которых проходила по левому берегу от мельницы Зотова до села Аксиньино, а другая шла по правому берегу от деревни Алёшкино мимо церкви Космы и Демиана (деревня Козьмодемьянское Зотово) и далее вела к кузнеце, находящейся у железной дороги рядом с нынешним ж-д мостом. В 20-м веке первая дорога была названа Левобережной, а вторая – Правобережной.
А самая старая дорога на мельницу от Аксиньино шла там где сейчас ул. Смольная. Она нанесена на карту 1878 г.
К сожалению, от Правобережной улицы уже практически ничего не осталось, сохранился лишь ее небольшой отрезок между Ленингадкой и МКАД. Между прочим, она территориально относится к САО г. Москвы, хотя и отделена от района Левобережный Химкинским водохранилищем. И является самой «северной» улицей столицы.
Любопытно, что вплоть до 60-х гг. прошлого века она относилась к г. Химки и состояла из двух улиц: Ленина, где сейчас Ашан (старинная дорога ведущая от шоссе к храму), и Кирова, начинающейся от бывшей церковной площади и идущей к станции Химки. Но потом эти улицы оказались «отрезанными» от Химок проложенной МКАД, ибо тогда власти решили, что то, что окажется в пределах МКАД, будет относиться к Москве, а то, что останется за ее пределами – к области. И в результате отобрали у Химок ул. Ленина и часть улицы Кирова, включив их в состав столицы и объединив в одну улицу, названную Правобережной. А другая часть ул. Кирова, что оказалась за МКАД, сохранила свое название и осталась в Химках.
Вот такой вышел историко-географический казус. На этой улице находился знаменитый лечебный санаторий «Патрикеева дача» или по-другому «Белые столбы», где поправлял здоровье даже вождь мирового пролетариата тов. Ленин. И, видимо, бывала его верная спутница Н.К. Крупская, которая впоследствии придумала сделать перед каналом платформу Левобережная.

Досужий прохожий, оглядывая это изящное здание вполне современного вида, будет сильно удивлен, если узнает, что перед ним не офис богатой коммерческой фирмы, отгроханный в 90-х на халявных деньгах, а старинная купеческая дача, построенная аж в 1907 году (дореволюционное фото ниже)
Лет 5 назад в этом здании располагалась Химкинская городская больница №1, но сейчас здание необитаемо и постепенно приходит в запущение.
Таким образом, улицы Левобережная и Правобережная являются одними из самых старинных дорог северной части района Химки-Ховрино.

В 60-х в конце ул. Левобережной на большом участке за нынешним автосервисом ВДВ существовал поселок, насчитывающий около 40 частных домов. Один из моих друзей рассказывал, что там проживали офицеры и прапорщики, служащие в в/ч, располагавшейся в начале ул. Левобережная. Насколько достоверна эта информация судить не берусь. Восточная граница поселка доходила до лесной дорожки, идущей вдоль забора 11 автопарка к конюшням ЦСКА. Видимо снесли его в начале 70-х, потому что примерно с 1975-76 гг. я уже часто бродил в этом месте и хорошо запомнил, что там еще сохранились асфальтированные дорожки, столбы освещения и даже встречались водораздаточные колонки. Но от домов к тому времени остались лишь фрагменты фундаментов. И сохранились обширные сады, к тому времени уже немного одичавшие. С края поселка возле леса очень долго просуществовало старое поселковое футбольное поле, но в конце прошлого века и оно ушло в небытие – теперь на его месте территория автопарка.
Въездная дорога в поселок находилась вот на этом месте, где сейчас въезд к каким-то уродливым ангарам, возведенным на территории бывшего поселка (фото ниже).

По левую сторону этой дорожки (за помойкой) до наших дней непонятно как ухитрились дожить пять больших лип, посаженных рядком много-много лет назад. По правую сторону все деревья снесены начисто.
На другой стороне дороги, где сейчас гостиница Союз, в 60-х тоже были жилые дома, причем помимо одноэтажных стояли около 8-ми двухэтажных из красного кирпича. Одноэтажных на моей памяти уже не было, остались только фундаменты, да неизменные свидетели минувшего фруктовые сады и огороды. НО несколько кирпичных домов я еще застал. Их снесли уже после строительства гостиницы, но один ухитрился остаться до сего времени, видимо потому, что подстроившись под Союз, он вовремя сменил окраску – стал белым.
Впрочем, эта маскировка временами подводила: часто штукатурка обваливалась, и в образовавшиеся прорехи выглядывали старые красные советские кирпичи (фото ниже)

Такой же старой является очень важная дорога, с 18-го века соединяющая деревню Химки с селом Бусиново. Как это не удивительно, но она и сейчас находится практически на том же самом месте – это Прибрежный проезд и далее безымянная дорога, идущая через лес мимо спорткомплекса Умка к улице Дыбенко. А далее она вела к маленькому мостику, перекинутому через Николаевскую ж-д, и потом уже шла в Бусиново. Сейчас она выглядит вот так (фото ниже).

И точно так же выглядела в 1975 году, только машины по ней ездили очень редко.
Старожилы наверняка вспомнят маленький старый мост через железку в конце ул. Зеленоградской, где сейчас заканчиваются гаражи. В 70-е годы на нём не могли разъехаться 2 грузовика – настолько он был узок. Он был построен взамен древнего деревянного, и видимо полностью копировал его габариты, рассчитанные на одновременный проезд двух телег. На другой стороне справа от моста внизу откоса выемки возле ж-д полотна был родник с чистейшей водой. Сейчас не осталось никаких следов не от моста, не от родника – всё снесено могучим ураганом, называемом «реконструкция района».
Старая дорога к мосту проходила вот здесь между зданием шиномонтажа и зелеными гаражами (фото ниже).
Южнее мостика на насыпи между ж-д и Зеленоградской располагался небольшой дачный поселок железнодорожников. Там были большие сады, огороды, и никаких коммуникаций кроме электричества - то есть все как в обычной деревне. Поселок был снесен при строительстве Северной рокады. По другую сторону ж-д напротив существовал другой такой же дачный поселок. Ему повезло больше - до сих пор сохранились некоторые домики, даже встречаются большие каменные. Но что-то мне подсказывает что их время подходит к концу.

Если бы я вам про это не рассказал – вы бы ни за что не догадались. Вот так могут бесследно исчезнуть любопытные исторические факты, поэтому обязательно нужно фиксировать то, что помнишь. Печальна участь народа, не сберегающего свою историю…
В 70-х никакого кругового движения тут еще не существовало, был простой перекресток. Прямо поедешь – попадешь на мост через ж-д, направо поедешь, попадешь на Дыбенко. А если поедешь прямо, но с правым уклоном – попадешь на Зеленоградку. На этом «сложном» разъезде еще была небольшая площадка, где разворачивался 188-й автобус, шедший от Речного через Ховрино – в конце Зеленоградки была его конечная остановка. А иногда автобусы там просто стояли – водители отдыхали. И никаких помех для движения они не создавали в связи с практически полным отсутствием такового, во что современные водители ни за что не поверят.
В 19 веке от этого мостика в деревню Химки вела вторая дорога, часть которой проходила там, где позже проложили ул. Дыбенко. В том веке деревенских домов в этом месте еще не было, но на некоторых старых картах обозначен хутор, который находился где-то севернее пересечения улиц Дыбенко и Беломорской. Старожилы наверняка понят яблоневый сад, находящийся рядом с остановкой в начале Дыбенко (у дома 16). По моему разумению там когда-то и был этот хутор.
Точно трудно определить, потому что в 60-х годах прошлого века эта местность уже была довольно плотно заселена и практически повсюду располагались частные одноэтажные домики с садами и огородами. При строительстве их снесли, но сады во многих местах уцелели, и мы, дыбенковские пацаны, великолепно знали, где на нашей улице летом можно надрать крыжовника, смородины, малины, вишни или натрясти яблок и слив. Таких старых одичавших садов в нашем квартале было великое множество, даже сейчас могу схода назвать десяток мест. Например, один из них находился у хоккейной коробки с торца дома 36 к. 2 – дома моей юности. Еще несколько яблонь и вишен росли чуть дальше около дома 34, справа от тропинки, ведущей к деревяшке. До сих пор там у края детской площадки стоит одна каким-то чудом уцелевшая скрюченная от невзгод одинокая яблоня.
Практически все остальные старые сады канули в Лету – некоторые по старости, но большинство были снесены при последней застройке квартала вместе с остальными деревьями. Вместе с ними ушёл в небытие столь любимый коренными «дыбенковцами» сельский облик микрорайона – теперь это очередная типичная безликая московская новостройка, коих десятки.

А начало "сотворения" нынешней улицы Дыбенко на мой взгляд можно отнести к концу 40-х началу 50-х годов прошлого века. На одной из карт 1951 г четко обозначен в виде усовершенствованной дороги участок нынешней Дыбенко от того места где сейчас круговое движение и до места где стоит дом Северная Корона и начинается березовая роща. В то время там был то ли небольшой поселок, то ли небольшой заводик - подробных сведений карта увы не дает.
От этого то ли заводика в южном направлении тянулась узенькая грунтовая дорожка, которая вела к колхозу Возрождение, от которого видимо впоследствии и осталась деревянная конюшня, позже превращенная в продуктовый магазин, а теперь на этом месте Магнит.
Это был маленький колхоз, южная граница которого немного не доходила до нынешней ул. Петрозаводской (ее участка от пересечения с Дыбенко до круга где поликлиника), а восточная доходила до нынешней Клинской где сейчас школа 1474 подр.4, а в моем детстве это были средние школы 425 и 134.
Если кто-то из местных будет гулять около бывшей 425-й, обратите внимание на перепад высот между местом где стоит школа и местом где находится заасфальтированная школьная спортивная площадка, которая была здесь с момента открытия школы. В 50-х на месте площадки был колхозный пруд по площади раза в два больше, чем площать задания школы. Судя по профилю местности он находился в самой низине. При строительстве микрорайона в 60-х его полностью засыпали, видимо решив что наличие водоема буквально под окнами школы до добра не доведет. Так канула в Лету еще одна из местных природных достопримечательностей.

Пока на этом остановлюсь, если кому то станет интересно, могу продолжить ибо не хочется вещать в пустоту.
К сожалению форум почему-то не дает мне возможности вставлять в текст фото - уж извиняйте, поэтому вставил малую часть фотографий
Деревня химки на карте 1878 года
Деревня химки на карте 1878 года
Вот здесь между шиномонтажем и гаражами когд-то шла дорога, ведущая к маленькому мосту через ж-д
Вот здесь между шиномонтажем и гаражами когд-то шла дорога, ведущая к маленькому мосту через ж-д
Стрелками указаны старые дороги, впоследствии ставшими улицами Левобережная и Правобережная
Стрелками указаны старые дороги, впоследствии ставшими улицами Левобережная и Правобережная
Последний раз редактировалось Lew 06 май 2018, 18:16, всего редактировалось 18 раз.

Реклама
Автор темы
Lew
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 26.04.2018
 Re: История улицы Дыбенко – путешествие в прошлое

Сообщение Lew »

но один ухитрился остаться до сего времени, видимо потому, что подстроившись под Союз, он вовремя сменил окраску – стал белым.
Впрочем, эта маскировка временами подводила: часто штукатурка обваливалась, и в образовавшиеся прорехи выглядывали старые красные советские кирпичи (фото ниже)
Это одно из самых старых зданий района Ховрино
История улицы Дыбенко – путешествие в прошлое - Белый.JPG

Автор темы
Lew
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 26.04.2018
 Re: История улицы Дыбенко – путешествие в прошлое

Сообщение Lew »

красный и чёрный

Пользуясь случаем, кратко расскажу об автобусах, на которых можно было добраться до остановки «19-й квартал».

Когда микрорайон только начинался заселяться (а может даже и ранее), от метро туда ходил единственный автобус – 138-й «черный». С Фестивальной он сворачивал на Смольную, затем в конце улицы сворачивал направо к ул. Левобережной, потом шел по безымянному проезду через лес и далее около ворот Промкомбината поворачивал направо на Дыбенко, где у него была конечная остановка.
После этого он, опять загрузив пассажиров, проходил по всей ул. Дыбенко, поворачивал направо на Беломорскую, затем налево на Смольную и возвращался назад к Речному.
Этот вывод мне подсказывает старая карта движения московского транспорта и спутниковый снимок 1966 г., на котором четко видно «полукольцо», находящееся на нечетной стороне улицы Дыбенко где сейчас вход в метро.
На этом же "спутнике" видно, что в 1966-м Фестивальная доходила только до пересечения с Беломорской - далее начинался частный сектор с маленькими домиками и мелкими проездами. А улицы Лавочкина (точнее ее участка между Фестивальной и Беломорской) и ул. Зеленоградской тогда еще не существовало. Поэтому 138-й автобус мог ходить только так, либо разворачиваться на конечной остановке и возвращаться назад по тому же маршруту.
Этот вывод можно сделать из анализа схемы маршрутов транспорта 1966 г, правда там все изображено кратко-схематично и даже нет названия ул. Дыбенко. Зато имеется никогда не встречающееся название ул. Лесная, (рис. ниже).
Видимо так недолго называли безымянный проезд сквозь лес, ведущий к мосту через железную дорогу. И впоследствии название отменили, видимо чтобы не путать с другой ул. Лесной, находящейся около Белорусского вокзала.


Значительно позже (1973-74 г) на плане Москвы появляется ул. Зеленоградская. Видимо именно тогда на исторической сцене возник другой автобус – 188-й. Он шел от метро по Фестивальной, затем доходил до ж-д, где сворачивал налево и шел по новоявленной Зеленоградской мимо станции Ховрино и далее доходил в место стыка улиц Зеленоградская и Дыбенко. Где высаживал пассажиров, разворачивался и возвращался назад по тому же пути.
В 1966-м году такой путь был невозможен, потому что Фестивальная заканчивалась в месте стыка с Беломорской - дальше шли частные дома. А недалеко от нынешнего перекрестка Фестивальной и Клинской (ранее называвшейся ул. Кирова) восточнее церкви еще вольно текла река Лихоборка, через которую чуть севернее нынешнего дома 52 был перекинут мост, который, судя по всему, шел по краю плотины. До этого места доходил Грачевский пруд (видимо «подпертый» той самой плотиной), во время весеннего половодья начинавшийся аж от нынешнего Клинского проезда, в 50-х называвшегося ул. Чапаева. Где тоже был небольшой мост через реку, расположенный вблизи нынешнего дома 17 корп. 2. Представьте каким большим когда-то был пруд и в какую лужу он сейчас превратился (рис. ниже).
При застройке района плотину видимо разрушили, а реку затолкали в трубы и загнали под землю, в результате чего Грачевский пруд сильно обмелел и превратился в то жалкое подобие былого обширного водоёма, которое граждане, гуляющие в парке, имеют возможность созерцать в наши дни.

А 138-й черный в 73-74-м возвращаясь к Речному уже проходил по ул. Лавочкина, и затем сворачивал на Фестивальную - маршрут обрел свой финальный вид, сохранившийся до наших дней.

На моей памяти (1974-75 г) помимо вышеупомянутых 188-го и 138-го «черного» уже ходил 138-й «красный» - на табличке цифры номера маршрута были нарисованы красной краской. Он шел по Фестивальной, сворачивал на ул. Лавочкина, и далее никуда не сворачивая попадал на Дыбенко. И после того, как доходил до остановки «19-й квартал», он, не разворачиваясь, шел вперед по маршруту «черного» - поворачивал у Промкомбината налево и далее двигался в сторону Смольной и по ней возвращался к метро. А «черный» после остановки «19-й квартал» шел в сторону ул. Лавочкина, в обратном порядке повторяя маршрут «красного», и тоже возвращался к Речному. Это были два круговых мршрута.
Таким образом, в середине 70-х попасть в конец Дыбенко можно было на 3-х автобусах. По моим наблюдениям быстрее всего удавалось на 138-м красном, немного медленнее на 138-м черном, а дольше всего на 188-м.

Когда в начале 80-х застроили Бусиново, появился новый автобус – 673-й. Он был самый быстрый, потому что в часы пик шел экспрессом и многие остановки проскакивал ходом. Долетал минут за десять, что в наши дни представляется фантастикой.
Позже появился 270-й.
Примерно в те же годы появились и областные автобусы: 344 и 368, они тоже шлли экспрессом, проскакивая многие остановки.
Хронологию появления новых маршрутов я уже запамятовал, но хорошо помню, что уже в 1984 г. в часы пик к остановке порой подваливало сразу 2-3 автобуса, и советский гражданин мог выбрать автобус на свой вкус в зависимости от сезона.
Например, зимой в морозы мы выбирали Лиаз-677, в нем было теплее, чем в Икарусе. А с наступлением тепла наоборот выбирали Икарус, так как в нем было прохладнее чем в Лиазе, и больше шансов доехать до метро сидя, так как он был значительно длиннее – больше посадочных мест.
А вот на Речном уже не выбирали – какой автобус подойдет быстрее, на том и ехали.

Одно время по маршруту 188 ходили маршрутные такси-рафики, но я этот момент как-то совсем смутно помню, потому что ими никогда не пользовался. Но их как-то быстро сняли.

Изначально остановки "19-й квартал" располагались в том месте, где на фото указано стрелкой, и напротив на другой стороне. Затем место остановки с четной стороны улицы перенесли немного вперед ближе к дому 42, потому что Дыбенко была двухполосной, и остановившиеся автобусы мешали движению транспорта. И если напротив один другого останавливались одновременно два 138-х - красный и черный, то поток вставал. Впрочем, поток это слишком сильно сказано, движение по улице в 70-е годы было мало оживленным. Тем не менее, для устранения помех движению транспорта остановки разнесли, а позже сделали для них "карманы".
В начале 70-х с бока улицы напротив места, указанного на фото стрелкой, находилась небольшая асфальтированная площадка, предназначенная для стоянки в два ряда частных автомобилей жильцов близлежащих домов. Люди здесь жили не богатые, машин было мало, стояли они себе спокойненько, летом под дождем или солнцем, а в зимнее время накрытые чехлами, и никто их не обижал. Годы шли, стоянка постепенно заполнялась, и тут во второй половине семидесятых кому-то из частников взбрела в голову затея организовать здесь охраняемую автостоянку. Дело осложнялось тем, что аккурат посредине стоянки был проход, по которому сошедшие с автобуса граждане топали к себе домой. Там начиналась узенькая дорожка, доходившая до овощного магазина "стекляшка", названного так за большие стекла, заменявшие внешние стены, расположенного на ул Зеленоградской.
Понятное дело, что перекрыть эту дорожку в пользу автосотояники в советское время никто не позволил. И тогда автолюбители нашли всех устраивающее решение: проход для людей оставили, стоянку огородили забором, а позже над парковочными местами возвели навесы. Таким образом получилась крытая автостоянка, состоящая из двух отдельных частей с двумя въездными воротами. На одой из них построили высокую будку для сторожей, которая сохранилась до сих пор. Только проход для граждан теперь перекрыт - на его месте секция забора.
Обратите внимание что рядом с забором стоянки растут 2 дуба. Они росли еще тогда, когда ул. Дыбенко и в помине не было. Я их помню с детства, и на мой взгляд они в то время были такими же по величине, как и сейчас. На оба дерева я когда-то в детстве часто забирался для разминки, пацаны с нашего двора страсть как любили лазать по деревьям - с легкостью карабкались на любые, словно кошки.
За стоянкой перед домом 36 корп. 1 была небольшая роща, где тоже росли несколько больших дубов и огромный тополь. Сейчас от нее ничего не осталось, увы, время безжалостно...

Вот такая краткая история местного пассажирского транспорта
Изначально остановки "19-й квартал" располагались в том месте, где на фото указано стрелкой, и напротив на другой стороне.
Изначально остановки "19-й квартал" располагались в том месте, где на фото указано стрелкой, и напротив на другой стороне.
Этот вывод можно сделать из анализа схемы маршрутов транспорта 1966 г, правда там все изображено кратко-схематично и даже нет названия ул. Дыбенко. Зато имеется никогда не встречающееся название ул. Лесная
Этот вывод можно сделать из анализа схемы маршрутов транспорта 1966 г, правда там все изображено кратко-схематично и даже нет названия ул. Дыбенко. Зато имеется никогда не встречающееся название ул. Лесная
Последний раз редактировалось Lew 16 май 2018, 22:46, всего редактировалось 45 раз.

Автор темы
Lew
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 26.04.2018
 Re: История улицы Дыбенко – путешествие в прошлое

Сообщение Lew »

"....Досужий прохожий, оглядывая это изящное здание вполне современного вида, будет сильно удивлен, если узнает, что перед ним не офис богатой коммерческой фирмы, отгроханный в 90-х на халявных деньгах, а старинная купеческая дача, построенная аж в 1907 году..."
Патрикеева дача в нащи дни
Патрикеева дача в нащи дни

Автор темы
Lew
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 26.04.2018
 Re: История улицы Дыбенко – путешествие в прошлое

Сообщение Lew »

Ниже снимок со спутника 1966 г.,
1 - Промкомбинат МПС на месте которого сейчас строят торговый центр;
2 - небольшой пруд в лесу напротив остановки 19-й квартал, сейчас на этом месте мелкая лужа;
3 - мой родной дом 36 корпус 2
История улицы Дыбенко – путешествие в прошлое - 36-2.jpg

Автор темы
Lew
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 26.04.2018
 Re: История улицы Дыбенко – путешествие в прошлое

Сообщение Lew »

Пруд был вот на этом месте, в детстве мы здесь ловили тритонов
История улицы Дыбенко – путешествие в прошлое - Пруд.JPG

анна ходатаева
 Re: История улицы Дыбенко – путешествие в прошлое

Сообщение анна ходатаева »

Я приехала на улицу Дыбенко в 1965 году.Помню остаток пруда на месте 425 школы,из окон нашего дома18к.2 был слышен лягушачий хор.Мы с папой ходили гулять через деревню Ховрино к речке Лихоборке.Те,кто получил в пятиэтажках квартиры взамен деревенских домов,спешно выкапывали со своих участков яблони,вишни,смородину и сажали под окнами новых квартир,добавляя к ним ещё берёзки и тополя.Постепенно окружённые непроходимой глиной пятиэтажки утонули в зелени.На месте нынешней 81 поликлиники было сельпо.За ним вдоль по улицам Петрозаводской и Онежской до Лихоборской набережной тянулись деревенские дома с садами.В берёзовой роще на Дыбенко со стороны промкомбината располагался посёлок,видимо тех,кто в нём работал.К автобусному парку примыкал посёлок военных,там жила буфетчица школы №134 тётя Маша,которой я подарила своего кота Атоса(он,правда,убежал от них и потерялся).Ладно,увлеклась воспоминаниями,а спать давно пора...

Автор темы
Lew
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 26.04.2018
 Re: История улицы Дыбенко – путешествие в прошлое

Сообщение Lew »

анна ходатаева:
13 июл 2019, 01:32
В берёзовой роще на Дыбенко со стороны промкомбината располагался посёлок,
Располагался с какой стороны ул. Дыбенко, если смотреть в сторону мостика железной дороги: с правой или с левой?
Я лично помню остатки фундаментов домов и остатки садов по левую сторону ул. Дыбенко где была остановка 19 квартал недалеко от забора Промкомбината. Там еще вдоль забора шла небольшая асфальтовая дорожка и стояли ж-б столбы, но проводов на них уже не было. Судя по старым картам там в 50-х был небольшой поселок и примыкал он к большому пруду, который в 70-х уже превратился в болото.
Вы этот поселок имеете в виду?

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «САО»